| АЙ |
Единство.
Гармония, Любовь |
| АЙКИДЗЮЦУ |
Старинное
японское боевое искусство без оружия, предшествовавшее АЙКИДО |
| АЙКИДО |
Путь
Гармонии с жизненной энергией КИ |
| АЙКИДОКА |
Занимающийся
АЙКИДО |
| АЙКИКЕН |
Метод
использования меча в АЙКИДО |
| АЙХАНМИ |
Позиция,
в которой партнеры находятся в одноименных стойках |
| АТЕМИ |
Отвлекающее
действие, обычно удар |
| АШИ |
Нога,
ступня, шаг |
| АШИ-САБАКИ |
Работа
ног в АЙКИДО |
| АШИ-ИБУМИ |
Передвижение
по татами |
| АЮМИ-АШИ |
Базовое
передвижение попеременным шагом |
| БО |
Палка
длиной около 2 м |
| БО-ДЗЮЦУ |
Боевое
искусство владения палкой |
| БО-КАТА |
Формальный
технический комплекс с палкой |
| БОКУТО |
Общее
название деревянного меча |
| БОКЕН |
Деревянный
меч |
| БУДО |
Путь
Воинских Искусств |
| ВАДЗА |
Техника,
исполнение |
| ВАКИЗАШИ |
Короткий
японский меч |
| ГОКЁ-ОСАЭ
(удэ-нобаши) |
Пятый
навык. Удержание с помощью растягивания руки партнера (защита
от ножа) |
| ГЭДАН-КАМАЭ |
Стойка
с опущенными вниз руками |
| ГЭДАНЦУКИ |
Прямой
удар кулаком в низ живота |
| ГЯКУ |
Приемы,
использующие сгибание суставов в противоестественном направлении |
| ГЯКУХАНМИ |
Позиция,
в которой партнеры находятся в разноименных стойках |
| ДАН |
Степень
мастерства, обладатель которой имеет право носить черный пояс |
| ДЗАНШИН-КАМАЭ |
Позиция,
в которой находится нагэ после завершения приема, сохраняя
полное представление об окружающей обстановке |
| ДЗЁ |
Палка
(посох) длиной 1,28 м |
| ДЗЁДАН-КАМАЭ |
Стойка
с руками, поднятыми на уровень головы |
| ДЗЮВАДЗА |
Исполнение
максимального числа приемов против определенной атаки |
| ДЗЁ-ДОРИ |
Приемы
защиты от нападения с палкой |
| ДЗЁДАНЦУКИ |
Прямой
удар кулаком в голову |
| ДЗОРИ |
Японская
национальная обувь, сандалии |
| ДЗЮДЗИГАРАМИ |
Бросок
скрещиванием рук |
| ДЗЮН |
Приемы,
использующие сгибание суставов в естественном направлении |
| ДО |
Путь,
Образ жизни. Метод |
| ДОДЗЁ |
Священное
место, где практикуются в воинских искусствах, зал для занятий |
| ДОЗО |
Пожалуйста |
| ДОШУ |
Мастер
Пути (титул, наследуемый прямыми потомками Основателя АЙКИДО) |
| ЁКОМЭНУЧИ |
Рубящий
удар сбоку |
| ЁНКЁ-ОСАЭ
(гэкуби-осаэ) |
Четвертый
навык. Удержание запястья воздействием на болевую точку на
руке |
| ИККЁ-ОСАЭ
(удэ-осаэ) |
Первый
навык. Удержание руки в области локтевого сустава |
| ИРИМИ |
Вхождение
навстречу противнику |
| ИРИМИНАГЭ |
Бросок
вхождением |
| КАЙТЭННАГЭ |
Бросок
вращением |
| КАКАРИ-ГЭЙКО |
Техника
защиты от нескольких партнеров, атакующих попеременно |
| КАМАЭ |
Стойка.
Термин, используемый в БУДО |
| КАНСЭЦУ-ВАДЗА |
Приемы
с использованием воздействия на суставы рук |
| КАТА |
1.
Плечо 2. Формальный технический комплекс |
| КАТАДОРИ |
Захват
одного плеча |
| КАТАДОРИ-МЭНУЧИ |
Захват
одного плеча с одновременным рубящим ударом спереди |
| КАТАМЭ-ВАДЗА
(осаэ-вадза) |
Приемы
удержания |
| КАТАНА |
Японский
меч |
| КАТАТЭ |
Рука |
| КАТАТЭДОРИ |
Захват
разноименной руки |
| КАТАТЭКОСАДОРИ |
Захват
одноименной руки |
| КАТАТЭРЁТЭДОРИ
(моротэдори) |
Захват
руки двумя руками |
| КИ |
Жизненная
энергия Вселенной и человека |
| КИ-АЙ |
Голосовой
звук, издаваемый в момент максимальной концентрации |
| КИХОН-ДОСА |
Раздел
основных (базовых) движений в АЙКИДО |
| КОКЮ |
Дыхание;
концентрация или гармонизация КИ человека с КИ Вселенной |
| КОКЮ-РЁКУ |
Сила,
энергия дыхания |
| КОКЮ-ХО |
Упражнение
на концентрацию дыхания |
| КОКЮ-НАГЭ |
Бросок
с помощью дыхательной энергии; группа приемов АЙКИДО с использованием
такой энергии |
| КОТЭ |
Запястье |
| КОТЭГАШИ |
Бросок
поворотом запястья наружу |
| КОШИ |
Бедро |
| КОШИНАГЭ |
Бросок
через бедро |
| КУБИ |
Шея |
| КУБИШИМЭ |
Захват
шеи. удушение |
| КЭЙКО |
Тренировка,
практика |
| КЭЙКОГИ
(доги) |
Полотняный
белый костюм для занятий боевыми искусствами |
| КЭН |
Японский
меч |
| КЭНДО |
Путь
Меча, японское фехтование |
| КЮ |
1.
Ученический разряд в классификации до степени ДАН 2. Японский
лук |
| КЮДО |
Путь
Лука, искусство стрельбы из лука |
| МА-АЙ |
Соответствующая
моменту пространственная и временная дистанция между партнерами |
| МАРУЙ |
Круговое,
циркулярное движение |
| МАЭУКЭМИ |
Страховка
вперед |
| МИГИ |
Справа |
| МИГИ-ХАНМИ |
Правосторонняя
стойка |
| МОЧИ |
Захват |
| МУНЭ |
Грудь,
отворот одежды |
| МУНЭДОРИ |
Захват
отворота одежды спереди |
| НАГЭ |
1.
Бросок 2. Партнер, выполняющий бросок |
| НАГЭ-ВАДЗА |
Техника
бросков |
| НИКЁ-ОСАЭ
(котэ-маваши) |
Второй
навык. Удержание руки поворотом запястья внутрь |
| ОБИ |
Пояс |
| ОМОТЭ |
Спереди;
исполнение приемов методом ИРИМИ |
| РЁКАТАДОРИ |
Захват
обоих плеч |
| О'СЭНСЭЙ |
Великий
Учитель. Основатель Морихэй Уэшиба |
| РЁТЭМОЧИ
(кататэрётздори) |
Захват
руки двумя руками |
| РЁТЭДОРИ |
Захват
обеих рук |
| РЁХИДЗИДОРИ |
Захват
обеих локтей |
| РЭЙ
(рицу-рэй) |
Ритуальный
поклон (поклон в стойке) |
| САБАКЙ |
Движение,
перемещение |
| САНКЕ
(котэ-хинэри) |
Третий
навык. Удержание руки скручиванием запястья по продольной
оси |
| СИККО |
Передвижение
на коленях |
| СОКУМЭН-ИРИМИНАГЭ |
Бросок
вхождением с использованием встречного движения партнера |
| СОТАЙ-ДОСА |
Подготовительные
упражнения, исполняемые вдвоем с партнером |
| СОТО |
Снаружи,
с внешней стороны |
| СОТОКАЙТЭННАГЭ |
Бросок
вращением, выполняемый с внешенй стороны |
| СУВАРИ-ВАДЗА |
Исполнение
приемов в стойках на коленях |
| СУРИ-АШИ |
Передвижение
скользящим шагом |
| СЭЙДЗА |
Положение
сидя на коленях |
| СЭЙКА
ТАНДЭН (хара,тандэн) |
Центр,
средоточие жизненной энергии КИ у человека; центр тяжести
тела |
| СЭНСЭЙ |
Учитель,
мастер |
| СЭМПАЙ |
Инструктор |
| ТАЙ |
Тело |
| ТАЙ-САБАКИ |
Перемещение
копруса |
| ТАНДОКУ-ДОСА |
Индивидуальные
подготовительные упражнения |
| ТАНТО |
Нож |
| ТАНТОДОРИ |
Приемы
защиты от атаки с ножом |
| ТАТАМИ |
1.
Современная циновка для пола 2. Покрытие пола в тренировочном
зале |
| ТАЧИ-ВАДЗА |
Приемы,
выполняемые стоя |
| ТАЧИДОРИ |
Приемы
защиты против атаки с мечом |
| ТОРИ
(нагэ) |
Защищающийся
и применяющий приемы АЙКИДО партнер |
| ТЭ |
Рука |
| ТЭ-ВАДЗА |
Приемы
защиты от невооруженного партнера |
| ТЭКУБИ |
Запястье |
| ТЭГАТАНА |
Ребро
ладони, букв. "рука-меч" |
| ТЭКУБИ-ОСАЭ |
См.
ЁНКЁ |
| ТЭН |
Небо |
| ТЭНКАН |
Вращение
корпуса вокруг оси |
| ТЭНЧИНАГЭ |
Бросок
"небо-земля" |
| УДЭ |
Рука
(от плеча до кисти) |
| УДЭКИМЭНАГЭ |
Бросок
с использованием руки в качестве рычага |
| УКЭ |
Атакующий
партнер, на котором выполняется прием |
| УКЭМИ |
Страховка,
искусство падения |
| УРА |
Выполнение
приемов методом ТЭНКАН |
| УЧИ |
1.
Внутри 2. Любой удар. кроме цуки |
| УЧИКАЙТЭННАГЭ |
Бросок
вращением, выполняемый с внутренней стороны |
| УШИРО |
Сзади,
назад |
| УШИРОРЁКАТАДОРИ |
Захват
обоих плеч сзади |
| УШИРОРЁТЕДОРИ |
Захват
обоих рук сзади |
| УШИРОВАДЗА |
Техника
защиты от нападения сзади |
| УШИРОРЁХИДЗИДОРИ |
Захват
обоих локтей сзади |
| УШИРОТЭКУБИДОРИ
(Скубишимэ) |
Захват
руки с одновременным обхватом шеи сзади |
| УШИРОУКЭМИ |
Страховка
назад |
| УШИРОЭРИДОРИ |
Захват
ворота сзади |